Управление эмоциями (продолжение)
Для активизации другой эмоции большую роль играет использование изменения телесных проявлений. Джеймс в работе (James W.' What is an emotion?)описывает связь между эмоциями и телесными проявлениями, что показывает, как, меняя состояние тела, мы можем управлять своими чувствами и эмоциями: «Если мы представим себе некоторую сильную эмоцию и затем постараемся удалить из сознания переживания всех тех телесных симптомов, которые ей свойственны, окажется, что ничего не осталось, нет никакого «психического материала», из которого эта эмоция могла бы образоваться, и что сохраняется лишь холодное и безразличное состояние интеллектуального восприятия. Можно ли вообразить состояние ярости и вместе с тем не представить себе волнения, возникающего в груди, прилива крови к лицу, раздувания ноздрей, сжимания зубов и желания энергичных действий, а вместо всего этого — расслабленные мышцы, ровное дыхание, спокойное лицо? С исчезновением так называемых проявлений ярости полностью исчезает и сама ярость; единственное, что может занять ее место — это некоторое хладнокровное и бесстрастное суждение, относящееся исключительно к области интеллекта и полагающее, что известное лицо или лица за свои грехи заслуживают наказания. То же можно сказать и о печали: чем бы она была без слез, рыданий, боли в сердце и стеснения в груди? Бесчувственным заключением о том, что некие обстоятельства достойны сожаления — ничего больше. То же самое обнаруживает и любая другая страсть. Полностью лишенная телесного выражения эмоция — ничто». Способы регуляции своего эмоционального состояния можно систематизировать и объединить в набор простых приемов. (Д.Аксенов «Настроение по заказу») 1. Извлечение из памяти. Вспомните какой-то эпизод из своего прошлого и получите доступ к этому переживанию. Когда это было? Где? Какие люди при этом присутствовали. Что было самым важным? 2. Изменение положения тела. Наше тело, его положение и тонус связаны с определенными мыслями, чувствами, эмоциями. Изменяя одно, мы изменяем другое. Например. Уверенность расправляет плечи – расправленные плечи добавляют уверенности. 3. Смещение внимания. То, на чем сфокусировано ваше внимание, может сильно влиять на качество и количество ваших эмоций. Внимание как луч прожектора способно высветить и цветочную клумбу, и разбросанный мусор. Вместо фокусировки на возможном неприятном исходе конструируйте положительный исход событий и ваши эмоции изменятся. 4. Изменения степени участия. Займите позицию наблюдателя. Решив, что вы смотрите на ситуацию со стороны, вы выключаетесь из эмоциональной розетки. Когда вы ставите на свое место кого-то другого, а сами (пусть, даже в качестве игры) выходите из ситуации, вы получаете возможность трезво взглянуть на себя и на ситуацию, переоценить ее и перестроиться самому. Переоценка важности. Найти другой стимул или интерес, который подтолкнет к решительным действиям. При исследовании эмоции было определено, что они имеют свои параметры: · Время, так как некоторые эмоции существуют только в настоящем, например раздражение; некоторые только в будущем - надежда; а некоторые и в прошлом, и в настоящем, и в будущем – любопытство. · Темп – эмоция может быть медленной, например, скука; может быть быстрой - гнев и может быть средней - терпение. · Участие – активное, например, интерес, пассивное – грусть. · Модальность – энтузиазм, - «Я могу!», уныние – «Я не могу!» и другие параметры. · Размер задачи – может быть большим, средним и маленьким. Например, страх – размер задачи большой, осторожность – маленький. Исследование взаимосвязи, сходства и различие между эмоциями может облегчить пути перехода между ними. Самыми значимыми и работающими являются всего 2-3 параметра. Рассматриваемые эмоции перехода могут в одном случае больше зависеть от временных рамок, в другом – от размеров задачи, в третьем от модальности. Или главным фактором является желательность цели. Изменив этот параметр легче добиться желаемого результата.
Страх - Осторожность
Темп: Быстрый - Средний
Модальность: Я должен - Я не могу - Мне надо - Я могу
Время: Настоящее и будущее - Настоящее и будущее
Участие: Пассивное - Пассивное Размер задачи: Большой - И большой, и маленький
Обида - Злость
Темп: медленный - быстрый
Время: прошлое и настоящее - настоящее и будущее
Участие: пассивное - активное
Модальность: Я не могу (Ситуация мне не нравиться, и я не в силах на нее повлиять) - Я могу (это изменить) Я хочу, чтоб такого больше не было (Я это сделаю!)
Перегруженность - Активность
Время: Настоящее - Будущее
Темп: Быстрый - Быстрый
Модальность: Я должен - Я не могу - Мне нужно - Я хочу - Я могу
Размер задачи: Большой - И большой, и маленький
Участие: Активное - Активное
Депрессия - Энтузиазм Время: настоящее - Будущее
Темп: Медленный - Быстрый
Модальность: Все плохо - Я не могу - Чего я хочу? - Я могу это сделать!
11. Вербализация чувств партнера
Чувства редко выражаются открыто. Иногда они вообще не выражаются или маскируются барьерами общения. Поэтому вполне допустим и даже желателен разговор о чувствах партнера. Рассмотрим сначала отражение позитивных чувств партнера, это дает почувствовать партнеру, что мы его понимаем и готовы разделить его чувства, например, порадоваться его успеху. Открытое отражение позитивных чувств. Задача открытого отражения позитивных чувств возникает тогда, когда партнер начинает говорить о приятных для него чувствах или когда мы эти чувства видим, но он сам нам о них не говорит. Задача возникает двоякая: с одной стороны, дать понять, что чувства партнера (а значит, и он сам) нам интересны, с другой – помочь выразить чувства. Гораздо сложнее задача вербализации чувств партнера. Те не менее, отражая негативные чувства партнера, мы не оставляем человека в беде, помогаем ему разобраться в его чувствах и ситуации. Часто не сумев справится с накопившимся напряжением, партнер использует неэффективные способы общения – барьеры общения. В результате люди перестают слушать и понимать друг друга, совершенно перестают интересоваться смыслом разговора и реагируют только на то, что лежит на поверхности. Это и негативные оценки, и непрошенные советы, и ирония, и вопросы, на которые невозможно ответить. А ведь на самом деле за этим стоит боль, разочарование, одиночество и т.д. И если мы сможем выразить, что чувствует партнер, что он имеет в виду, мы сможем нейтрализовать конфликт и помочь человеку. (В. Ромек. Тренинг уверенности в межличностных выражениях) Однако формулировки «вы возмущены» или «вы взволнованы» могут спровоцировать у партнера усиление негативной реакции. Более эффективно выражение: - Я согласен, что это может вызвать некоторый протест. - Согласен, что такой поворот дела вызывает неприятные чувства. - Да, это, конечно, огорчительно. Чтобы более наглядно увидеть, какие формулировки предпочтительнее рассмотрим таблицу:
Менее уважительные формулировки для отражения чувств партнера - Более уважительные формулировки для отражения чувств партнера
Вы не понимаете - Вы удивлены
Вы в депрессии - Вы огорчены
Вам неприятно - Вам неуютно
Вам противно - Вы возмущены
Вы нервничаете - Вас беспокоит
Вам обидно - Вас задевает
Вас бесит - У вас вызывает протест
Вы злитесь - Вы сердитесь
Вы боитесь - Вы опасаетесь
(Е.В. Сидоренко «Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии»). Значение проблемы эмоций велико. Какие условия и детерминанты ни определяли бы жизнь и деятельность человека — внутренне, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удается проникнуть в сферу его эмоциональных отношений, преломиться и закрепиться в ней. («Психология эмоций». Под ред. В.К.Вилюнас Ю.Б.Гиппенрейтер)
Киселева Е.
|